пятница, 11 мая 2012 г.

Захар Арзамасцев: Хочу быть ярким защитником!


АЗАМАСЦЕВ Захар
АЗАМАСЦЕВ Захар
Для защитника Захара Арзамасцева сезон закончился рано… Несмотря на это он продолжает интенсивные тренировки… В преддверии драфта Young Hockey удалось задать ему несколько вопросов…
– Ну да… Рановато у меня сезон закончился. 1 апреля провели последний матч плей-офф с «Кузнецкими Медведями». В такое время даже самому не хочется уходить в отпуск. Вот и приехал в Москву, работаю с тренером по физподготовке Сергеем Щукиным. Хороший специалист, помогает мне.
– На что нацелены тренировки?
– Главная задача – добавить в стартовой скорости, чтобы быть на льду резче, быстрее. Но занимаемся только в зале: железо не тягаю, весь упор сделан на ноги: прыжки, ускорение.
– Сколько времени тебе нужно на отдых между сезонами?
– Две-три недели без хоккея достаточно, потом начинает тянуть на лед. Думаю, отпуск не должен быть больше двух месяцев. В прошлом году мы почти пять месяцев отдыхали. Куда так много?
– Обычно все начинают готовиться самостоятельно…
– Я тоже работаю в зале и на лед выхожу раньше. Год назад не получилось из-за операции – три месяца даже бегать нельзя было. Но теперь обязательно буду готовиться сам. Мне Сергей Щукин расписал курс упражнений. Буду по его тетрадке заниматься.
– Наверное, травма и стала причиной того, что тебя не выбрали на драфте НХЛ?
– Возможно. У меня было приглашение на преддрафтовые тесты, поехать не удалось. И все равно надеялся, что где-нибудь в конце выберут.
– Теперь есть шанс в этом году. Тем более, после молодежного чемпионата мира…
– Не знаю, поможет ли мне участие в молодежном чемпионате мира. Мне вообще сложно судить, какие критерии важны для выбора на драфте. Надеюсь, клубы НХЛ увидели что-то новое в моей игре, и в этом году мне повезет больше. А вообще драфт – это больше аванс. Можно пройти мимо него, но постоянно прибавлять и заставить обратить на себя внимание. Таких примеров предостаточно. Вот Сергей Бобровский пробился в «Филадельфию» без драфта.
– Матчи НХЛ смотришь?
– Практически нет. Только если голы в Интернете.
– Скауты часто подходят после матчей?
– В прошлом году часто общался. По скайпу заполнял разные тесты.
– Какие клубы проявляли интерес?
– Больше всего «Ванкувер» и «Флорида». Поэтому и рассчитывал, что выберут, ведь интерес по ходу сезона проявляли.
АЗАМАСЦЕВ Захар
АЗАМАСЦЕВ Захар
– Как оцениваешь свою игру в сезоне?
– Сезоном в КХЛ остался недоволен: должен был играть лучше. В сборной выступил неплохо – вошел в тройку лучших в команде по итогам турнира плюс серебряная медаль.
– А чем конкретно недоволен игрой в клубе?
– Очков мало набрал. Год назад у меня было их девять, а тут только два. Я не могу объяснить, с чем это связано. Возможно, оказался психологически не готов к изменениям в команде: пришло новое руководство, а я не смог перестроиться под новый стиль.
– Прошлогодняя травма не могла помешать?
– В начале сезона она уже не беспокоила. В сентябре хорошо сыграл за сборную на турнире в Подольске: забил, отдавал. Думал, и дальше так пойдет, но оказалось все по-другому. Только к концу сезона собственная игра стала приносить удовлетворение.
– Но ведь у Емелина хоккей, построенный на организованной обороне. Защитники особо и не поиграют в атаке.
– В действиях в обороне мне удалось прибавить. А в атаку действительно подключаться особо не разрешали. Может, для меня и хорошо, что получил опыт такого хоккея.
– Вот оно и объяснение всего лишь двум набранным очкам…
– Все равно, я с детства привык набирать очки: любил отдавать, забивать. Никогда не считал себя игроком, который действует только сзади. В этом сезоне даже довелось два раза сыграть в центре. Как раз одну из двух передач отдал в роли центрального нападающего (смеется).
– Результатом всей команды можно быть довольным? «Металлург» сделал большой шаг вперед по сравнению с последними сезонами.
– Очень хотелось сыграть в плей-офф. Но, наверное, нужно прибавлять постепенно. В этом сезоне набрали много очков, поднялись на девятое место, теперь в следующем должны быть еще выше. Порадуем болельщиков, которые давно не видели плей-офф в Новокузнецке.
– На молодежном чемпионате мира ты был ассистентом капитана. Такая роль не стала неожиданной?
– Я был капитаном в «молодежке» на турнире в Финляндии в ноябре. В детских командах в Новокузнецке меня выбирали. Не могу сказать, что это стало большой неожиданностью, но было приятно.
– В сборной было больше возможностей подключаться к атакам?
– В «молодежке» мы не играли от обороны, как в «Металлурге». Но в сборной стараешься действовать максимально надежно. Там есть, кому забивать. Это в клубе матчи через день, можно что-то попробовать, подключиться. А в сборной цена ошибки совсем другая: проиграл – вылетаешь.
– К маленьким коробкам быстро привык?
– Привыкать-то особо не пришлось. Я вообще разницы практически не почувствовал. На маленькой коробке даже проще в некоторых моментах. Все получается ближе к тебе, не надо много бегать, всюду успеваешь.
– Даже канадцы не создали сложностей на знакомой им площадке?
– А канадцы вообще удивили. Думал, будут бить, мять, но ничего такого не было. Шайбу забрасывали в зону и все. Может, поэтому и проиграли, что начали в какой-то другой хоккей играть.
– Эйфория после победы в полуфинале была?
– Если бы спокойно довели дело до победы, может, и была бы. А так довели до такой нервной концовки… В последние минуты страшно было на лед смотреть. В такие моменты лучше быть на площадке. После игры Брагин пошутил: «Больше так не делайте».
– Серебро – закономерный результат для «молодежки»?
– Если судить по финалу, то конечно. Шведы нас полностью переиграли, перебросали. Что тут еще скажешь… Мы терпели до последнего, старались, как могли.
– Второе место можно назвать успехом?
– Почему нет? Не с пятым же местом вернулись.
– Серебро молодежного чемпионата мира – это самое главное на данный момент достижение в твоей карьере?
– Да. Я больше ничего на таком уровне не выигрывал. Еще с «Кузнецкими Медведями» серебро МХЛ брали. А все остальные медали были на детском уровне.
– Что сказал Брагин, когда пришел в раздевалку после финала?
– «Не расстраивайтесь, жизнь на этом не заканчивается. Второе место – тоже неплохой результат», – слова были примерно такими. Все было спокойно, без эмоций. Мне понравилось работать с Валерием Николаевичем. Он может поговорить с тобой, как с сыном, когда надо – пошутить. За такого тренера ляжешь под шайбу.
– Когда игра не идет, что предпринимаешь, чтобы переломить ситуацию?
– Главное – не психовать, наоборот, стараться успокоиться. В перерывах подумать над своей игрой, сконцентрироваться.
– Часто бывают игры, которые не хочется потом вспоминать?
– В этом сезоне достаточно (улыбается). Так играешь, что думаешь: «Закончилось бы это поскорее». Но такие матчи надо забывать, не возвращаться к ним, хотя пока не заснешь, все равно волей-неволей накручиваешь себя. На следующий день становится уже легче.
– Будешь что-то менять в личной подготовке, чтобы в следующем сезоне выступить лучше?
– Буду еще больше работать. А еще нужно подойти к сезону готовым психологически. Теперь я знаю требования тренеров, знаю, какой хоккей они пропагандируют. Раньше нас тренировали местные специалисты, они больше доверяли, от этого и увереннее чувствовал себя.
– В этом сезоне в «Металлурге» выступал обладатель Кубка Стэнли Брент Сопел. У таких игроков молодежь всегда старается что-то подсмотреть: как тренируется, как готовится к играм…
– У игроков из НХЛ свой подход к подготовке. Они могут не тренироваться, а потом сыграть так здорово, что никто ничего не скажет. Там никого не заставляют тренироваться. Так и Сопел, порой он пропускал занятия, например, в зале, но выходил на матчи и делал свое дело. Поэтому сложно у него что-то перенять. Тем более, мы все-таки разные. Сопел не делает на льду ничего лишнего: отберет шайбу – отдаст ближнему, никуда не бегает – такой незаметный стиль игры. Свою работу он выполняет здорово. Но я хочу быть более ярким защитником, созидать на льду.
– Что, по-твоему, быть ярким защитником?
– Яркого защитника видно на льду. Он проводит больше времени с шайбой, катается, видит партнеров, отдает, то есть его «много» на поле.
– Кто в КХЛ подходит под твое описание?
– Кирилл Кольцов из СКА. Вот он яркий, он много держит шайбу, создает моменты.
– А есть такой нападающий в КХЛ, против которого тебе играть тяжелее всего?
– Я особо не делю их. Есть команды, против которых тяжело: «Динамо» (Москва), «Динамо» (Рига), СКА. Они постоянно бегут, забрасывают шайбу, давят, не дают времени осмотреться. Такой канадский вариант хоккея.
– Кто в этом сезоне был лидером в «Кузне»?
– Робитайл. Он у нас больше всех очков набрал.
– А если лидер по духу, лидер в раздевалке?
– Тут Робитайлу было сложно. Он не знает русского. В этой роли лидером был Брылин. Он никогда не молчал, постоянно подсказывал, общался со всеми.
– А если взять все три сезона в «Металлурге», кто для тебя был идеальным лидером?
– Алексей Кривченков. Меня всегда ставили с ним в пару. После каждой смены он мне подсказывал, разбирал игровые моменты, подбадривал, когда нужно – успокаивал. Для меня он – идеальный лидер и вообще человек хороший. Он мне многое дал в хоккее.
– Первую игру за «Металлург» играл с ним в паре?
– Партнера сейчас уже не вспомню. Помню только, что это была домашняя игра с «Витязем». Честно, никакой паники не было. Я вообще по жизни спокойный. Конечно, небольшое волнение присутствует всегда, даже сейчас, но не больше. А тогда отыграл без ошибок, хотя мы проиграли 1:3.
– А первую тренировку с основой запомнил?
– Первый раз меня подняли в основу в 15 лет – Борис Михайлов взял на летние сборы. Мы ездили в Швейцарию, тогда даже удалось потренироваться с Сергеем Бердниковым, который потом стал моим тренером. Но играть в сезоне мне было нельзя по возрасту. Поэтому после сборов вернулся во вторую команду.
– Какой тренер внес самый большой вклад в становление Захара Арзамасцева?
– Игорь Николаев. Бывший игрок «Металлурга». Он работал с нашим 92-м годом, потом во второй команде, когда меня туда подняли. Ну и конечно мой первый тренер Евгений Короленко. Вел меня с детства, именно он все мне поставил.
– В сборные региона постоянно привлекался?
– На первый меня не взяли. После этого отец сказал: «Заканчивай с хоккеем». А на следующие два я ездил. Как раз на первенстве регионов в 2007 году меня заметил Владимир Крючков. Так я попал в сборную России по своему возрасту.
– У «Металлурга» 92-й год всегда был сильным. Вы выиграли молодежное первенство в 2009 году. То есть у тебя с детства выработалась привычка побеждать?
– В своем регионе мы всегда побеждали без проблем. Только с Новосибирском иногда зарубались, и то очень редко. А на первенстве России два раза выступили не очень хорошо, зато выиграли последнее. У нас были два очень сильных звена: тогда с нами ездили Орлов и Кицын.
– Новосибирск – самый принципиальный соперник для Новокузнецка?
– Да, обычно всегда так. Первое время еще Хабаровск играл более-менее на равных, но потом сдал.
– Получается, с детства привык к самолетам? Сколько раз в году приходилось летать в Хабаровск?
– А мы туда вообще не летали. Тогда у школ было мало денег, поэтому в Хабаровск никто не летал – все игры «Амур» проводил в гостях. А мы ездили по ближним городам: Новосибирск, Ангарск…
– Когда понял, что хоккей станет твоим делом жизни?
– У меня не было такого определенного момента. Все шло постепенно: школьные команды – фарм-клуб – основа. А я просто получал удовольствие от игры. Хотя сначала хотел пойти в футбол, но папа предложил попробовать хоккей – со второй тренировки понравилось. Мне было лет шесть тогда.
– В школе не было проблем из-за хоккея?
– Куда же без них – были, конечно. Двоечником я не был, но учился в основном на тройки. Папа всегда ругал за оценки: «Заканчивай с хоккеем, давай учись». Вообще я спокойно мог учиться хорошо, но заставлял себя с трудом. Если мне что-то не нравится, не могу этим заниматься. Хотя порой приходится делать что-то через «не хочу».
– В детстве часто ходил на «Металлург»? Помнишь, как команда бронзу выиграла в 2000 году?
– Не-е-ет. Тогда даже не ходил на хоккей. Я редко смотрел матчи «Металлурга». Отец всегда говорил: «Иди уроки делай, никакого хоккея». Только в 15-16 лет стал постоянно приходить на «Металлург».
– Чья оценка для тебя самая важная?
– Отца. Он ходит на каждую игру, даже на все тренировки. Он хоккей понимает, сам катается. Если тренер накричал, а отец похвалил, значит, сыграл правильно.
– С кем из ребят по команде общаешься больше всего?
– Общаюсь со всеми. Но если с «Медведями» куда-то еду, то живу с Сергеем Симоновым. Так уж повелось, что мы с детства вместе.
– А с Иваном Телегиным поддерживаешь общение?
– Да, много общались с ним на чемпионате мира. Говорит, что в следующем сезоне будет пробиваться в состав «Виннипега». Кстати, мы с ним в детстве часто в одной пятерке выходили.
– С чем связан выбор 42-го номера?
– Такой дали. Все думают, что выбрал из-за региона. Но это не так. Я всегда играл под 11-м. Если была бы возможность, я бы и в клубе его взял, но он занят.
– Несколько вопросов на не хоккейную тему. Как чувствуешь себя в Москве?
– Тяжело конечно тут. На одну дорогу столько времени уходит. Не представляю, как люди здесь всю жизнь живут. У нас в Кузне весь город за десять минут можно объехать. А я так вообще рядом с дворцом живу. Можно пешком дойти, бывает, отец подвозит.
– У тебя самого нет машины?
– Была бы, но прав нет. Нужно получить права. Сейчас как раз появится возможность, может, сдам.
– В городе узнают?
– У нас такой город, что хоккеистов особо не узнают. Только пару раз узнавали.
– В социальных сетях сидишь?
– Да, в «контакте» очень часто. Много общаюсь с ребятами из других городов.
– Не хоккейный круг общения большой?
– Думаю, у всех игроков много друзей/знакомых, не связанных с хоккеем. Много общаюсь с двоюродными братьями. Их у меня четыре, никто хоккеем не занимается.
– Какой ты представляешь себе идеальную карьеру?
– Идеальный вариант – это попасть в НХЛ. Хочется попробовать свои силы там, узнать, какой хоккей в Америке, и почему все считают НХЛ лучшей лигой мира. Но ехать в Америку нужно полностью готовым. Как, например, Емелин. А для этого главное – расти, добавлять с каждым годом.
Антон Липкин

Комментариев нет: